Большое спасибо за отчеты о поездках, присланные на конкурс “История моего путешествия” мне на e-mail: [email protected]. Сегодня — история Натальи о Нидерландах и о посещении  знаменитой Флориады 2012. Больше всего на свете я люблю путешествовать. До недавнего времени ездила только по путевкам, но в начале этого года решила попробовать организовать собственный тур. Поскольку меня привлекает прежде […]

Нидерланды

Больше всего на свете я люблю путешествовать. До недавнего времени ездила только по путевкам, но в начале этого года решила попробовать организовать собственный тур. Поскольку меня привлекает прежде всего ландшафтный туризм, то мой выбор остановился на Нидерландах, где в этом году проходила знаменитая Флориада 2012 – выставка садов, которая длилась полгода и устраивается раз в 10 лет. Посидев в интернете и пообщавшись с друзьями, побывавшими недавно в этой стране, выписала все интересующие меня достопримечательности, составила подробный маршрут на каждый день. Следующей задачей было организовать суперэкономный вариант поездки. Не потому что нет лишних средств, просто экономия позволяет совершить дополнительные путешествия в течение года и увидеть гораздо больше.

Не имея никакого опыта в этом вопросе, я без всяких проблем забронировала комнату в квартире в Амстердаме с русскоговорящей хозяйкой через компанию Airbnb — на 6 дней (получилось по 7500 р. на человека), а также билеты на самолет напрямую через авиакомпанию Estonian Air на те самые всеми ругаемые дискаунтеры-локаустеры (туда и обратно – 7500р.). Вместе с визой получилось около 20000 р. Перелет до Амстредама (достаточно комфортный) был с пересадкой в Таллине – удалось провести 4 часа в этом прекрасном городе, что приятно дополнило поездку. Подобные вояжи в Нидерланды через турбюро на 4-5 дней обычно стоят больше 40000 р. (предусмотрен только завтрак и некоторые экскурсии).

Ко мне присоединилась моя подруга, тоже ландшафтный дизайнер, а также мои заказчики, которые арендовали машину в Амстердаме на четыре дня и возили нас по Голландии бесплатно, а я выполняла роль экскурсовода. Впервые я взяла с собой ультрабук, что очень пригодилось, появилась возможность сбрасывать фотографии, получать нужную в дороге информацию, писать письма домой.

День первый.
Купив единый проездной билет на день за 7,5 евро (метро, автобусы, трамваи), мы с утра двинулись в аэропорт, где встретились с моими заказчиками и на арендованной машине отправились в город Апелдорн, который интересен и cам по себе, но я страстно мечтала посетить королевскую резиденцию Хет-Ло с роскошными партерами, фонтанами, садами. Рядом с резиденцией мы немного погуляли, поскольку принялись фотографировать ухоженные садики и симпатичные дома. Сначала мы попали на территорию, где располагались королевские конюшни, а сейчас — музей карет.

Нидерланды

К лошадям я равнодушна, а вот павлины, гуляющие по газону и между столиками уличного кафе, мне очень понравились. В королевский дворец решили не ходить – времени много занимает, сразу двинулись в парк. В мире много прекрасных мест, и когда мы путешествуем, то каждый находит для себя что-то особенное, для одних это парки развлечений, для других – архитектура, музеи, замки. Для меня наивысшее наслаждение – побывать в ландшафтном парке. Там всегда царит необычная атмосфера парадности, гармонии, радости и отдохновения. Ухоженные газоны, садовая скульптура, декоративные пруды с фонтанами, роскошные цветочные бордюры, стриженные низкие кустарники, образующие замысловатые узоры, – все это не могло оставить нас равнодушными в Хет-Ло.

А когда мы попали в небольшой утопленный сад, наполненный ароматами, с цветущими апельсиновыми деревцами, зелеными тоннелями и беседками из стриженых кустарников, уютными скамьями и фонтанами, мне захотелось остаться там навсегда.

Но составленная программа не давала возможности расслабиться, и я, слегка подгоняя остальных, предложила ехать дальше в город Утрехт – старинный городок с известным университетом, интересной архитектурой, живописными каналами. Но главной достопримечательностью (на мой взгляд) там является Утрехтский ботанический сад, о котором я много читала и очень хотела побывать. В Голландии, к сожалению, все музеи и платные парки закрываются в 17-18 часов, поэтому на посещение ботанического сада у нас оставалось меньше часа, но мы его использовали на полную катушку – в темпе фотографировали знаменитые «альпийские» шары с растениями, а также множество других композиций. В конце июля альпинарий не так декоративен как весной, зато многолетники, розы, гортензии поражали своим пышным цветением.

Нидерланды

После закрытия сада, мы не спеша поехали посмотреть исторический центр города, побродили вдоль каналов, вышли к знаменитому собору Святой Екатерины – главному храму Утрехта. Неподалеку проходил слет панков — их своеобразные прически и наряды, рынок с соответствующей атрибутикой несколько нарушали гармонию старинного города, но все вели себя вполне корректно.

День второй.
Это самый главный день за всю поездку – мы должны были посетить Флориаду, ради которой эта поездка и была организована. В этом году она проходила в городе Венло в 200 км от Амстердама, поэтому мы добрались туда около часа дня. Оставив машину на зеленой экостоянке, на бесплатном автобусе мы быстро доехали до выставки. Писать о Флориаде мне сложно – это слишком грандиозное событие, впечатлений — масса, это предмет обсуждения не для одной статьи. Но если коротко попробовать, то примерно так получится. Вход венчают огромные белые прямоугольные ворота, легкий мост, громадные зеленые садовые сапоги и великолепные газоны, украшенные ажурными бордюрами из цветов и злаков.

Территория выставки занимает 62 га, свыше ста различных садов, множество павильонов, летняя сцена, где постоянно проходят концерты, наконец, фуникулер, который позволяет увидеть все это великолепие с высоты птичьего полета.

Нидерланды

В самом большом павильоне на двух этажах размещаются многочисленные композиции из комнатных растений и срезки – настоящий апофеоз фитодизайна.

Осмотреть всю экспозицию за один день почти невозможно, но мы мужественно пытались это сделать, забыв про еду и отдых, и я отсняла 12 гигабайт, получив огромное удовольствие от посещения выставки.

Около восьми вечера, как договаривались, мы двинулись в обратный путь, а домой попали только в 12 ночи. Это был незабываемый день.

День третий.
Не всегда во время путешествий удается обойтись без накладок, главное — к неприятностям относится философски. В этот день мы должны были посетить городок Киндердейк, прославившийся тем, что там находятся 18 действующих мельниц (одна из достопримечательностей Нидерландов), этот музей под открытым небом является наследием ЮНЕСКО. Также мы рассчитывали побывать в Роттердаме. Но судьба распорядилась иначе.

На половине пути в Киндердейк во время заправки машины было по ошибке залито дизельное топливо вместо бензина, вскоре машина вышла из строя. Здесь мы столкнулись с одной приятной особенностью голландцев – необычайной доброжелательностью и готовностью помочь в трудную минуту. Не буду вдаваться в подробности, но мы очень быстро нашли эвакуатор, нас бесплатно доставили до автосервиса, слили топливо, промыли мотор, залили бензин, взяли смешные деньги за работу (50 евро), но на все ушло около 5 часов, и день был казалось бы потерян. Однако я не люблю сдаваться и отступать от намеченной цели. Во время ремонта машины мы несколько часов гуляли по промзоне и городку, сделали множество снимков прекрасного ландшафтного оформления входов в офисы, частные владения.

Нидерланды

А в пять часов вечера мы двинулись, наконец, в Киндердейк, благо оставалось совсем немного проехать. Городок (или деревня?) поразил нас своей ухоженностью – у каждого домика находился симпатичный садик, не похожий на соседние. Музей мельниц был, разумеется, уже закрыт, но поскольку его территория является прогулочной зоной для местных жителей, то нам удалось все прекрасно рассмотреть, полюбоваться великолепными мельницами, этим технологическим чудом давних времен – с помощью мельниц перекачивали воду при строительстве дамб в Голландии.

Эта прогулка помогла нам восстановить душевное равновесие и снять напряжение, а окружающий ландшафт (каналы, поля, множество водоплавающих птиц) и тихий вечер дополнил картину. День прошел не зря.

День четвертый.
Утром мы поехали посмотреть широко известный Мадюродам в Гааге – музей под открытым небом (билет стоит 14 евро), где на большой территории размещены миниатюрные макеты домов, замков, предприятий, спортивных сооружений и др. Это, пожалуй, самая популярная достопримечательность в Нидерландах. Несмотря на непрекращающийся дождь, там было очень много посетителей, особенно детей. Некоторые макеты оказались действующими – текли ручьи, плавали кораблики по каналам, готовились к взлету самолеты. Зрелище впечатляющее. Мне не раз приходилось видеть подобные мини-города, но здесь поражал масштаб, обилие интерактива, а также большое разнообразие карликовых растений, которые использовались для оформления.

У нас было также запланировано посещение Гааги и Делфта. Эти города весьма насыщены историческими достопримечательностями, на осмотр которых нужен не один день. Поэтому мы решили не выпрыгивать из себя, а просто отдыхать и наслаждаться. В Гааге мы сразу отправились на побережье, всем захотелось увидеть море. Мы от души погуляли по набережной и по пляжу, полюбовались (бесплатно) на великолепные скульптуры из металла в Музее скульптур, которые служат не только украшением прогулочной зоны, но и заставляют задуматься о смысле жизни.

Затем посетили уютный ресторан на берегу, где заказали отменный обед с прекрасно приготовленной рыбой и белым вином. Во второй половине дня мы отправились в город Делфт, в котором находится известная фабрика фарфора с сине-белым рисунком. В музей фарфора мы уже опоздали, но посетив многочисленные магазинчики, получили представление о делфтском фарфоре и купили себе некоторые его образцы. Так как я коллекционирую фигурки кошек, то с удовольствием пополнила свою коллекцию.

Полюбовались старинной площадью, побродили вдоль живописных каналов, посидели в уличном кафе, попили кофе с десертами и отправились домой.

День пятый.
Последние два дня мы решили посвятить Амстердаму, который почти не видели. Выехали из дома как можно раньше, поскольку намеревались побывать в музее Ван Гога, а это самый посещаемый музей в Астердаме, поэтому туда всегда большие очереди. Придя за 40 минут до открытия, мы оказались в числе первых, но при покупке билетов совершили стратегическую ошибку – купили за 50 евро абонемент (он действует только один день, а самый дорогой билет в музей Ван Гога и стоит он 14 евро, а в остальные музеи вход — от 10 евро и меньше), поэтому лучше покупать абонемент на несколько дней. Музей Ван Гога произвел на меня очень сильное впечатление – знаменитые «Подсолнухи», «Миндаль в цвету» и многое другое выглядят совсем не так как на репродукциях. Несколько раз мы возвращались к понравившимся картинам.

Нидерланды

Второй по значимости музей в Амстердаме – это Рейскмузеум, в котором находятся полотна Рембранта, Вермеера и других голландских художников. Надо отдать должное большинству музеев в Амстердаме – они размещаются на небольших площадях и их посещение совсем не утомительно. Мне не приходилось раньше видеть картин Вермеера вживую – это что-то! Хочется сравнить его небольшие полотна с живописью Леонардо да Винчи, настолько они реалистичны.

Дальше мы отправились в Дом-музей Рембрандта, в котором жил и работал художник. Прекрасно оформленная экспозиция, каждому посетителю выдается устройство наподобие телефонной трубки, с помощью которого в любой комнате можно прослушать краткую экскурсию на русском языке. По дороге к музею мы попали на блошиный рынок, напоминающий обычную барахолку, но мне там удалось купить миниатюрную кошку-копилку.

Поскольку нам надо было оправдывать свой дорогой абонемент, мы помчались еще в один музей – музей Немо. Он выполнен в виде огромного корабля с наклонной палубой. Сам музей мне не особенно понравился, он предназначен для детей и подростков – это современный, очень продвинутый, с использованием большого количества интерактива музей. Все экспонаты двигаются, дети могут активно участвовать в различных процессах. С познавательной точки зрения он имеет особое значения для школьников. Больше всего в этом музее мне понравилась зона отдыха, которая была расположена на наклонной палубе на открытом воздухе. Оттуда открывается прекрасный вид на город и там можно перекусить.

В музеи мы больше не успевали попасть и поэтому отправились в парк Амстель (вход бесплатный), в котором в 1972 проходила Флориада. Территория парка огромна, мы осмотрели только его центральную часть.

Нидерланды

Как всегда, получили огромное удовольствие, от души поснимали ландшафтные объекты и друг друга, успели до дождя добежать до метро.

День шестой.
В свой последний день мы хотели многое посмотреть. На центральной площади около ЖД вокзала находятся многочисленные туристические компании, где можно купить билеты на кораблик и прокатиться по каналам, либо совершить автобусную обзорную экскурсию по городу. И то и другое (если покупать вместе) стоит около 20 евро. Автобусная экскурсия в общем была интересной (с переводом на русский), но нас не предупредили, что повезут на алмазную фабрику. Там тоже было что посмотреть и послушать, но так как мы не собирались делать покупки в ювелирном магазине, а уехать самостоятельно не могли, то потеряли около часа времени. А вот путешествие на кораблике (примерно час) было просто отличным, теперь понятно, почему Петр 1 так восхищался Голландией — великолепная архитектура, красивые каналы, мосты – все это надолго останется в памяти.

Моей идеей фикс в последний день было непременно посетить музей кошек (Кошачий кабинет). Мы заранее нашли его адрес по интернету (от вокзала можно дойти пешком за полчаса) и получили там массу удовольствия (билет стоит всего 5 евро). Это небольшой частный музей, где можно увидеть скульптуры кошек в разных стилях, но больше всего там картин и особенно плакатов (или постеров?) с изображением кошек, выполненных различными художниками.

Нидерланды

Под занавес мы заглянули на знаменитый Цветочный рынок, расположенный вдоль одного из каналов, не удержались и купили луковицы голубых тюльпанов, посмотрим, что весной расцветет.

Нам так и не удалось найти ни одной рыбной палатки, где продается знаменитая голландская селедка, поэтому свой гастрономический интерес мы удовлетворили, купив ее в обычном супермаркете. Очень понравились также необычно вкусные вафли с кленовым сиропом, которыми нас угостила хозяйка квартиры. Ну а голландские сыры — это гордость Нидерландов.

На этом закончилось наше весьма удачное путешествие по Нидерландам, но мое восхищение этой прекрасной страной – нет. В апреле я снова туда собираюсь поехать, чтобы посетить знаменитый парк тюльпанов Кекенхов, который работает только два месяца в году — весной.