Южная Италия меня не сильно привлекала. Тем более, что с островной – Сицилия, Сардиния, Искья – Италией я уже был к этому времени знаком… Калабрия, Апулия, Кампанья… Казалось, что это будет повторением виденного… Да, в Неаполе побывать хотелось… Особенно в юности, после знакомства с трагикомичными пьесами Эдуардо де Филиппо и фильмом «Операция Святой Януарий».

La Porta Vecchia

La Porta Vecchia

Большое спасибо за рассказы, присланные на конкурс “История моего путешествия” мне на e-mail: [email protected].
Сегодня Руденко Владимир расскажет о путешествии по Южной Италии.

Часть I: От Неаполя до Лечче через Бари

Южная Италия меня не сильно привлекала. Тем более, что с островной – Сицилия, Сардиния, Искья – Италией я уже был к этому времени знаком… Калабрия, Апулия, Кампанья… Казалось, что это будет повторением виденного… Да, в Неаполе побывать хотелось… Особенно в юности, после знакомства с трагикомичными пьесами Эдуардо де Филиппо и фильмом «Операция Святой Януарий». Но позднее, когда появилась возможность совершать поездки за рубеж, отдал предпочтение Центральной и Северной Италии… Тоскане, Ломбардии и Джулии-Венеции-Фриули…
Как водится, помог случай… Целью моей поездки на юг Италии был город Бари, что в регионе Апулия. Однако при планировании поездки стало понятно, что ее можно сделать гораздо интересней, чем простой перелет до Бари и обратно. Это была хорошая возможность прокатиться по «каблуку итальянского сапога» и, например, самому проверить, насколько истинна убежденность тех же тосканцев в том, что в отношении вина «чем ближе к каблуку, тем больше палева…». А заодно и отгулять хотя бы часть накопившихся за годы работы отпусков, к чему настойчиво призывала меня кадровая служба компании последние пару лет…
Так родилась идея автомобильного маршрута Неаполь — Бари — Лечче — Неаполь. Ну, а время – вторая половина декабря – определилось тем, что 19 декабря – день Святого Николая Угодника, чьим именем освящен храм в Бари…

По закону жанра надо бы вначале рассказать об этапе планирования и подготовки поездки, что обычно предполагает более-менее детальный рассказ о том, где и как бронировать билеты, гостиницы, машину… Но, я, пожалуй, воздержусь… Сегодня только совсем уж ленивый не знает, как проделать все это с помощью Интернета и разнообразных, что называется, на любой вкус, сайтов-агрегаторов услуг…

А, вот, о чем стоит сказать пару слов, так это о машине. Мой опыт поездок по Италии на автомобиле заставил меня обращать внимание и выбирать машину, исходя из двух параметров: размера машины и наличия в ней навигатора. «Размер имеет значение» — гласит популярная реклама, и это истинная правда, особенно для Италии с ее крайне узкими улицами, к тому же плотно заставленными машинами… Всевозможные царапины щедро «украшают» итальянские автомобили наподобие того, как шрамы «украшают» мужчину… Так что, гольф-класс – это проверенный опытом максимум того, что необходимо для поездок по Италии.

Без навигатора, только по карте, еще как-то осмысленно можно передвигаться по центральным улицам итальянских городов. Но вот въехать в город или выехать из него – здесь карта практически бесполезна… Равно, как и метод опроса местных жителей, результативность которого и в родной-то стране, на родном языке не очень высока… Темперамент итальянцев, стремительно возрастающий в направлении к югу страны, и их доброжелательность, конечно, подкупают. Но понять что-то из потока слов, льющихся на вас, а тем более вычленить нечто рациональное в этом потоке совершенно невозможно…

Мне, конечно, можно возразить. Дескать, и машины совсем немаленькие гоняют по Италии и ее городам, и навигатор есть в каждом смартфоне… Все это так, но… Во-первых, гоняют-то люди местные, знающие где и как проехать с учетом габаритов своей машины. Во-вторых, навигаторы смартфонов, на мой взгляд, не очень удобны в машине, если нет с собой специальных приспособлений. Ну, и наконец, я попробовал проверить свой смартфон в довольно жестких условиях, возвращаясь из Сорренто в Неаполь практически ночью… Мнения обоих сервисов – автомобильного и телефонного – довольно сильно разошлись в вариантах возвращения… Но если автомобильный навигатор оказался предсказуем, предлагая возвратиться той же извилистой и пугающе-мрачноватой в ночи дорогой, но уже знакомой. То навигатор смартфона предложил новый путь, уже в самом начале которого пришлось бы круто спускаться куда-то вниз, к морю, в абсолютную темноту, да еще и по узкой дорожке, усыпанной галькой… Признаюсь, было не до экспериментов…

Ну, вот, собственно, и все, что касается, так сказать, теоретической части поездки. А дальше…

Маршрут выстроился следующим образом:

Неаполь Бари Бриндизи Лечче Галиполи Отранто Неаполь
Неаполь 270 км
Бари 120 км
Бриндизи 38 км
Лечче 35 км
Лечче 65 км
Лечче 430 км

Факультативно в памяти было еще два адреса: города Альберобелло и Сорренто.

Перелет

В принципе, можно было лететь в Бари непосредственно из Москвы, правда, с пересадкой где-нибудь в Риге или Франкфурте… И там уже брать машину. Но такой, сугубо утилитарный в своей основе вариант, меня как-то не очень привлекал. Да и времени на эту декабрьскую поездку оказалось у меня неожиданно много: надо было срочно отгуливать отпуска. Так что, экономить время не приходилось. А потому наиболее предпочтительных вариантов перелета набралось два: лететь через Рим, либо через Неаполь.

Первый вариант настоятельно рекомендовали друзья. Да и в целом, соблазн лететь через Рим был чрезвычайно велик. Итальянская столица чертовски хороша в любое время года… Но такой маршрут, учитывая его протяженность, был целесообразен только в том случае, если бы конечной точкой путешествия был Бари. А поскольку планы были несколько шире визита в собственно Бари, то «римский» вариант быстро отпал и остался Неаполь. Сразу скажу, что я нисколько не пожалел, что из этого путешествия исключил итальянскую столицу. Рим – это тот город, который легко и непринужденно захватит гостя хоть на три дня, хоть на неделю… И ты даже не заметишь, как пройдет это время…
Таким образом, оставив Рим, что называется, на другой раз, я взял билеты до Неаполя, предвкушая знакомство с культовым для верующих Бари; с великолепным Лечче, который часто называют столицей южноитальянского барокко и даже южноитальянской Флоренцией; с таинственным Отранто; с другими апулийскими городами…

Неаполь (Napoli or Naples)

Мой транзит в Бари не предполагал обстоятельного знакомства с Неаполем в начале путешествия. По сути, я успевал только взять машину, поужинать где-нибудь в городе и, переночевав в отеле, ранним утром двинуться к цели. Зато на обратном пути я отвел себе целых 3 дня на то, чтобы познакомиться с Неаполем поближе. Забегая вперед, скажу, что трех дней оказалось маловато… Город за это время лишь слегка приоткрылся, вызвав жгучее желание вернуться сюда еще раз…

Первое знакомство с Неаполем произошло, естественно, в аэропорту – компактном, утопающим в зелени, несмотря на декабрь. Вот только за машиной пришлось идти с вещами добрых километра полтора, поскольку rent-a-car офис находился не в здании аэропорта, как это принято во многих других крупных городах Европы (Неаполь, между прочим, третий по величине город Италии после Рима и Милана), а на автостоянке… Впрочем, это был не самый большой сюрприз за тот короткий срок, который мне предстояло пробыть в Неаполе…

Следующим сюрпризом оказался вопрос парковки автомобиля на ночь. По счастью, у моего отеля есть на этот счет договоренность с бизнес-центром, находящимся сравнительно недалеко от отеля.

Путешествие по каблуку итальянского сапога

То есть, совсем недалеко, если идти пешком, — каких-нибудь минут 5-7. Но, вот, доставить туда машину оказалось совсем не просто… Для водителя, впервые попавшего в Неаполь, это город хаотического (это очень мягко говоря) движения. Что-то еще можно понять на главных улицах города. Но в глубине кварталов автомобили двигаются по одним им известным траекториям и алгоритмам, которые к ПДД имеют, кажется весьма отдаленное отношение…

Добраться до гаража мне удалось только с третьей попытки. И то только потому, что найдя в очередной раз названный портье ориентир, догадался выйти из машины и задать вопрос мужской компании, одним из участников которой был полицейский. Он-то и указал нужный путь, но… если бы все было так просто… Чтобы въехать в гараж, к слову, подземный, что большая редкость в Неаполе, надо было свернуть на дорогу одностороннего встречного движения. И проехать-то предстояло метров 50 всего, но… По встречной… На мой немой вопрос полицейский развел руками, дескать, не менять же давно сложившуюся схему движения по кварталу в зависимости от одного, построенного недавно здания с подземным паркингом… В общем, надо подождать пару-тройку минут, пропустить встречные машины, дождаться разрыва между автомобилями, а потом юркнуть в образовавшийся разрыв… Ну, или на худой конец, просто энергично жестикулировать, призывая встречные автомобили остановиться и пропустить…

Путешествие по каблуку итальянского сапога

Зато с чем совсем не было проблем, так это с поисками ресторана. В Европе поужинать никогда не было проблемой, если только вы успеете добраться до ресторана до его закрытия, часов до 23… Ну, а в моем случае очень неплохое заведение обнаружилось в паре сотен метров от отеля.

Il Pomodorino Restorante

Il Pomodorino Restorante

Это был рекомендованный портье (да и путеводители его упоминают) ресторан Il Pomodorino — типичный во всем представитель обильной южноитальянской кухни с раблезианских размеров порциями, совершенно обязательными томатами и моцареллой и простым интерьером… Кстати сказать, только в Неаполе я понял секрет популярности помидора в названиях ресторанов итальянской кухни. Это главный ингредиент большинства южноитальянских блюд. А если учесть тот факт, что Неаполь – это родина сыра моццарелла, который восхитительно сочетается именно с помидорами, а также пиццы, в которой томаты играют далеко не последнюю роль, то что ж удивляться многочисленным гастрономическим заведениям, в названиях которых слово «помидор» присутствует в различных вариациях…

Лирическое отступление: таких вкусных помидоров, как в городах Кампаньи и Апулии пробовать не приходилось нигде. Разве что, на Сицилии и Капри, но это все та же, Южная Италия…

Переночевав в Неаполе – отель, к слову, оказался очень достойным, и я не пожалел, что заказал его для возвращения, хотя изначально было желание пожить в двух разных отелях, — ранним декабрьским утром в гараже забираю машину, в отеле – багаж и трогаюсь в путь. Выезд из Неаполя благоразумно доверил навигатору, хотя и по карте, вроде бы, все было понятно. Уже через 20 минут стало понятно, что именно, «вроде бы»… Ни за что не догадаешься, что путь из города в сторону Бари будет пролегать по узким улочкам с редкими указателями, на которых можно прочитать все что угодно, только не то направление, которое нужно тебе. А уж процесс пересечения развязок иначе как искусством и назвать нельзя. Ведь в их хитросплетении каждый находит свой путь, ориентируясь не на ПДД, а на интуицию и умение красноречиво и энергично жестикулировать. В общем, если бы не навигатор GPS процесс покидания города мог бы затянуться не на один час…

Неаполь — Бари

Путь выглядел неблизким, но мне, закаленному еженедельными поездками из Москвы в Ярославль на протяжении трех лет, эти 270 км. дороги не казались чем-то из ряда вон… Машина – Мерседес А-класса – если чем-то и выделялась из потока, то только выразительностью форм и трехлучевым логотипом. В основном же, на дороге встречались многочисленные утилитарные и компактные представители итальянского автопрома…

Погода была сухая и в плюсе и солнечные лучи время от времени пробивались из-за неплотных облаков, оживляя и расцвечивая и так-то нескучный пейзаж, в котором преобладала яркая, почти изумрудная зелень…

«Дороги!.. Ну, как у нас, в Крыму…»

«…а из-за поворота… низкий белый фиат… ну, что-то вроде нашего «Запорожца»…». Прав был герой старой советской комедии «Три плюс два»: дороги в Италии хороши…

Путешествие по каблуку итальянского сапога

Впрочем, если быть точным, то это просто нормальные – без выбоин, заплат и колейности — дороги. Какими они, собственно, и должны быть… И какие мы в России встречаем куда реже, чем хотелось бы… крохотных фиатов тоже, естественно, хватает… И дорожное полотно не ставит перед ними невыполнимых задач…

В общем, езда по пусть и не широкополосным, но гладким и ровным шоссе Кампаньи и Апулии, доставляла удовольствие, граничащее с физическим наслаждением… Прибавим к этому предусмотрительно и рационально сделанные «карманы» для машин, где можно остановиться, осмотреться, передохнуть, даже перекусить, если провизия предусмотрительно взята с собой, не рискуя при этом быть сбитым проходящей по трассе машиной… Это чертовски удобно…

Путешествие по каблуку итальянского сапога

Говоря «осмотреться», я, конечно, имел в виду пейзажи. Для москвича декабрь – это всегда унылая, беспробудно серая пора с холодами и гнетущей монохромностью… А здесь… Холмы, покрытые словно ковром, изумрудно-яркой зеленью…

Путешествие по каблуку итальянского сапога

Ухоженные поля, словно по ним прошлись гигантской расческой…

Путешествие по каблуку итальянского сапога

Живописнейший горизонт…
«- Дотянешься до горизонта, а там и конец дороги…
— Джеймс Джойс?
— Нет. Мой дядя Клайв. Но сказано неплохо… Не находишь?..»

Бари (Bari)

Бари оказался небольшим, очень просто и без затей спроектированным городом.

Corso Vittorio Emanuele

Corso Vittorio Emanuele

Если не считать исторический центр (Storico Centro), все остальное – это четкая сетка улиц пересекающих друг друга под прямым углом. Можно было бы назвать его курортным, но… Что-то не позволяет поставить его в один ряд с действительно курортными городами вроде Римини или Лидо ди Езоло, где практически вся городская жизнь подчинена интересам индустрии туристического сервиса…

Бари самодостаточен и живет по своим законам. Пара пешеходных улиц — это практически вся дань, которую город отдал туристам… В остальном это уютный, ухоженный и тихий провинциальный городок, где в ресторанах не усредненная средиземноморская кухня, рассчитанная на невзыскательный вкус массового туриста, а добротная аутентичная региональная кухня со множеством апулийских специалитетов; где набережная – это не столько гостевой променад, сколько место отдыха горожан…

Corso Vittorio Emanuele

Corso Vittorio Emanuele

Старый город (Centro Storico, как говорят в Италии) – это привычное уже по другим итальянским городам хитросплетение узких улочек, где дома не слишком отличаются от крепостных стен.

Centro Storico

Centro Storico

Впрочем, Storico Centro Бари — это живой и совсем не музейный квартал, но при этом ухоженный, по которому приятно гулять, наблюдая повседневную жизнь, которая часто выплескивается на улочки развешанным для сушки бельем, разговорами соседей за кофе в кофейне с парой столиков…

По этим же улочкам разбросаны маленькие магазинчики с сувенирами ручной работы, небольшие кафе, продуктовые лавки с огромными апельсинами, сладкими помидорами, массой других свежайших овощей и фруктов…

Путешествие по каблуку итальянского сапога

Но с наступлением темноты жизнь в нем практически замирает, если не считать ресторанов и кафе…

Но, конечно, старый город в Бари – это, прежде всего, собор Святого Николая Угодника или Basilica San Nicola, как называют этот храм в Италии… Собор не так просто найти. Он находится в глубине квартала и ничем не выдает своего присутствия, пока, в буквальном смысле слова, не упрешься в него. Как позже выяснилось, это довольно типичная для городов Южной Италии картина. Зная центральную и северную Италию, ожидаешь увидеть грандиозное, богато декорированное строение, его и ищешь…

Basilica San Nicola

Basilica San Nicola

А находишь скромный по внешнему убранству и по средневековому массивный собор, более похожий на монастырский храм…
Внутреннее убранство тоже, отнюдь, не поражает пышностью… Во всем главенствует аскеза…

Basilica San Nicola

Basilica San Nicola

Зато в храме много света и воздуха, то есть, всего того, что, обычно, не входит в перечень достоинств православных церквей…
Органической часть старого города является норманнская крепость (Castello Normanno Svevo) – впечатляющая демонстрация оборонительной силы и мощи – хорошо сохранившаяся до сего дня…

Castello Normanno Svevo

Castello Normanno Svevo

Крепость образует любопытный контраст с парком, дорожки которого пролегают вдоль крепостных рвов, заросших травой, и фортов… И уже не воспринимается как действительное оборонительное сооружение, а скорее, как декорация к историческому фильму…

Castello Normanno Svevo

Castello Normanno Svevo

Настоящей гордостью Бари является набережная или променад (Lungomare Imperatore Augusto) – популярнейшее место прогулок и отдыха. По крайней мере, в названии этой части береговой линии Бари присутствует именно слово «променад» (Lungomare). И именно отсюда удобней всего добраться до Собора Св. Николая Угодника, надо только нырнуть в арку…

Lungomare Imp.re-Augusto

Lungomare Imp.re-Augusto

Lungomare – это не только место отдыха горожан и гостей города, съезжающихся сюда с наступлением весны, но и место работы тех, кто готовит свежайшие морепродукты для многочисленных ресторанов…

Путешествие по каблуку итальянского сапога

А чайки лениво поджидают своей доли утреннего улова…

Фонари, украшающие променад «Императора Августа», являются признанным символом Бари, растиражированным в открытках, значках, магнитиках… Заметное место они занимают в рисунках местных художников.

Lungomare Imp.re-Augusto

Lungomare Imp.re-Augusto

Они и вправду классически эстетичны и эффектно освещают по вечерам неярким желтовато-теплым светом пустынную в это время года набережную, по которой свободно и вольготно гуляет ветер, насыщая воздух влагой моря и тонким ароматом йода…

Путешествие по каблуку итальянского сапога

Все то же самое можно сказать и о самом городе Бари, ренессансно-классический облик которого запоминается сразу и надолго… Как и атмосфера спокойствия и уюта, заставляющая мысленно возвращаться в него…

Бари-Монополи (Monopoli)

Дальнейший мой путь лежал в сторону города Лечче, по, так называемой, «Земле Бари» — обширной части региона Апулия – холмистой, зеленой с небольшими, но очень симпатичными городками, разбросанными то там, то сям по всеми побережью. В один из таких городков — как раз на полпути из Бари в Лечче — с названием «Монополи» я и заехал по пути.

Монополи – оказался крохотным городом с непременной крепостью, на этот раз Арагонской (Aragonese Castello), расположившимся, как водится, близ моря…

Путешествие по каблуку итальянского сапога

Собственно, весь город в точности повторяет особенности Storico Centro в Бари: узкие улочки, мощеные каменной плиткой…

Centro Storico

Centro Storico

Старые дома, плотно прижавшиеся друг к другу…

La Porta Vecchia

La Porta Vecchia

…Дворцы…

Centro Storico

Centro Storico

…И церкви…

Путешествие по каблуку итальянского сапога

Жизнь в этом небольшом городе тесно связана с именем Мадонны делла Мадьи. Согласно легенде местному епископу приснилась Дева Мария, которая поведала ему о предстоящем появлении иконы. Ранним утром 1117 года потрясенные жители города увидели плот, на котором действительно лежала икона Madonna della Madia. Это событие оказалось столь значительным в жизни города и практически единственным, что уже почти 900 лет дважды в год жители Монополи устраивают грандиозный праздник, во время которого практически буквально воспроизводят сцену с явлением чудодейственной иконы…

В остальном, это славный провинциальный городок, которому не жалко посвятить несколько часов, пару из которых можно и нужно провести в местном ресторане. Например, в траттории Pierino L’inglese, что близ старого порта (Porta Veccio)…
И ехать дальше…

Путешествие по каблуку итальянского сапога. Часть II
Путешествие по каблуку итальянского сапога. Часть III



Оставить комментарий