Санта-Мария-Маджоре входит в список 7 римских паломнических базилик. Это один из важнейших памятников раннехристианского искусства, одна из красивейших европейских базилик, великий образец мирового барокко.
Санта-Мария Маджоре (Basilica di S.Maria Maggiore) – одна из 4-х главных базилик Рима, о которой говорят в превосходной степени. Ее квадратная колокольня с крестовым шпилем гордо высится над древним городом. Грандиозный парадный фасад выходит на одноименную площадь. Часы на башне-кампаниле отсчитывают время с XIX века. Санта-Мария Маджоре носит высший титул католической церкви – папская базилика.
История строительства
Первый храм на Эсквилине, Либерианскую базилику, заложили в 356 году по воле епископа Рима – папы Либерия. С основанием этой церкви связана историческая легенда о снеге, выпавшем в августе. Эту легенду рассказывают туристам, посещающим Санта Мария Маджоре: “Римскому папе Либерию и аристократу Джованни Патрицио одновременно было видение. Явилась им во сне Богородица и повелела выстроить храм. Церковь должна была вырасти там, где выпадет снег. До той поры летом в Риме снега никогда не бывало. Снег выпал утром 5 августа 352 года на Эсквилине и указал епископу место строительства церкви, которую возвели на деньги богатого римлянина Джованни Патрицио”. Ежегодно в этот день прихожан храма осыпают белыми лепестками.
Церковь Божьей Матери на снегу – так сначала именовался храм. После строительства церковь получила другое название – Санта-Мария Либериана, по имени епископа Либерия, построившего ее. Санта Мария Пресепе (Мадонна с яслями) – такое имя она получила, когда появилась реликвия в виде кусочков яслей. И окончательно была переименована в Санта-Мария-Маджоре в 431 году при подготовке к Эфесскому собору в Риме.
Первое здание не сохранилось до наших дней. Базилика, которую мы видим сегодня, появилась позднее – в 440 году, на месте античной виллы Нерациев. Сменялись главы католической церкви, здание совершенствовалось: его достраивали, расширяли, реконструировали. Множество перемен в структуре храма произошло в IX веке и в период 1288–92 гг. Высокую кампанилу возвели в 1377 году, вместо старой башни, разрушенной грозами и землетрясениями. С 1614 года, когда из Рима ушла чума, напротив парадного входа установили марианскую колонну. В 1740–58 гг. построили новый главный фасад и реконструировали левый блок по проекту Ф. Фуги. Современный облик Санта-Мария Маджоре относится к XVIII веку, но фрагменты раннехристианского храма по-прежнему скрыты в сердце здания.
Архитектура
Центральный вход базилики оформлен в виде массивного открытого портика с колоннадой. Над ним возвышается трехарочная лоджия – «Ложа Благословения» (с нее понтифик благословляет мирян, когда проводит мессы), увенчанная статуей Богоматери работы Лирони и четырьмя фигурами Пап (Бенедикта XIV, Григория Великого, Сикста III и Пасхалия I). Портал отличается по стилю от окружающих его стен: античная мощь колоннады контрастирует с барочным изяществом соседних блоков фасада. Балюстрада по периметру крыши связывает архитектурную композицию в единое целое.
Главный неф покрыт невысокой двускатной крышей. Над ней возвышается пирамидальный купол 75-метровой колокольной башни. Изящная кампанила с мраморными карнизами, возведенная на основании раннехристианской башни, стоит над правым нефом. В кирпичном строении – шесть ярусов: четыре из них возвышаются над фасадом, два скрыты внутри. При последней реконструкции 1800–23 гг. башня была снабжена молниеотводом. Две большие боковые капеллы, Паолинская и Сикстинская, укрыты свинцовыми восьмигранными куполами.
Восточный фасад построил в 1673 году архитектор Карло Райнальди. Он соединил романскую апсиду (полукруглый выступ в центре) с позднесредневековыми капеллами, увенчав апсиду резной балюстрадой и полукуполом.
К восточному порталу сегодня ведет изогнутая широкая лестница, отделенная решеткой от площади. Перед входом стоит 15-метровый паломнический обелиск (1614 г.), увенчанный статуей Святой Девы, взятой с Римского форума.
Фасад Паолинской капеллы был оформлен в 1611 году придворным зодчим Фламинио Понцио. К нему примыкает стена позднебарочного палаццо Каноников, построенного Фердинандо Фугой. С левой стороны к апсиде примыкает Сикстинская капелла. За нею – ризница, созданная Фламинио Понцио.
Из портика базилики открываются пять дверей: три в центральный неф, одна в колокольню. Еще одна дверь – это Porta Santa, знаменитые Святые врата: их открывают только по Юбилеям (1 раз в 25 лет). На вратах, созданных Луиджи Энцо Матеи, можно увидеть рельефы Богоматери и Христа. Кисти рук бронзовых изображений отполированы до золотого сияния. Верующие подходят к Святым вратам и молятся, держа за руки Богородицу и Спасителя.
Внутреннее убранство
Внутреннее пространство храма мало изменилось за века! Убранство просторного храма впечатляет роскошью, торжественной атмосферой. Здесь собрано огромное количество живописных и мозаичных работ, множество статуй, рельефных изображений. Над главным входом – круглое окно с многоцветным витражом «Мать церкви» работы современного мастера Яноша Хайнала (1995 г.).
Главный неф выделен мраморными колонами с капителями; на колоннадах держится резной золочёный антаблемент. Боковые стены оформлены фресками в стиле маньеризма с ветхозаветными сценами. Над колоннами сохранились мозаики (V в.). Изначально в храме было 42 средневековых мозаичных панели. Уцелело только 36, в хорошем состоянии – всего 25. Мозаичное панно (V в.) в ранневизантийском стиле украшает триумфальную арку. Искусные мозаики апсиды выполнены в XIII столетии.
Полы в центральном нефе выполнены в стиле «косматеско» в XII века. Они выложены из ценного мрамора 5-и пород и цветов, в виде сложных геометрических узоров. Полы были отреставрированы в XVIII веке.
Гордость Санта-Мария Маджоре – золотой кессонный потолок над главным нефом, созданный Леоном Альберти и Джулиано да Сангалло. В центре каждой кассеты – изящная роза. Поражает строгая геометрия рядов позолоченных элементов, тонкий ажур орнамента. Свет из окон падает на позолоту, и она ярко блестит в лучах солнца. Золото для этого потолка было подарено папе Александру VI королями Испании – Фердинандом и Изабеллой.
Над папским алтарем в апсиде возвышается роскошный балдахин на 4-х колоннах, обвитых золочеными ветками, а над ним – триумфальная арка с мозаиками. Сферический купольный свод апсиды отделан кессонными панелями. Композицию алтаря создали в 1750 году Фердинандо Фуга и мастер Пьетро Браччи; образ для святилища написал в 1635 году римский живописец Джузеппе Пулья.
Вифлеемская крипта
Перед папским престолом – открытая крипта, облицованная цветным мрамором. Здесь, в серебряном реликварии хранятся 5 небольших кусочков деревянной кормушки (яслей), куда после своего рождения был положен младенец Иисус. Так же в крипте захоронен папа Пий V и покоится прах Святого Иеронима (но этот факт не доказан). Рядом, под напольной плитой, скрывается вход в усыпальницу семейства Бернини. В баптистерии храма сохранилась античная мраморная купель, подаренная Ватиканским музеем. Она установлена ниже уровня пола, окольцована балюстрадой и круговыми ступенями.
Капеллы
В базилике несколько боковых часовен. Три внешние большие капеллы представляют особый интерес для туристов.
Паолинская капелла
Паолинская капелла (Pauline Cappella) или Капелла Боргезе, выстроенная в форме обратного латинского креста, расположена слева от главного нефа: входная арка находится у папского алтаря. Часовня была построена по воле папы Павла V (Боргезе). Здесь в порфировых саркофагах покоятся сам Павел V и Климент VIII; рядом находится вход в фамильную усыпальницу семейства Боргезе. Интерьер часовни выдержан в ярком, выразительном, почти мистическом духе. Купольный свод покрыт полихромной росписью, стены сияют золотом. В убранстве выделяются статуи и рельефы, глубокие насыщенные тона фресковой росписи, зеленый мраморный фриз. Второй ярус поддерживают четыре кариатиды работы Бернини.
Сикстинская капелла
Сикстинская капелла (Cappella Sistina), построенная в виде классического латинского креста, расположена справа от центрального нефа, за алтарем Благовещения. Создавали ее по велению папы Сикста V. Автором проекта был Доменико Фонтана. Для убранства он взял цветные мраморные плиты с руин Септизодия. В интерьере использованы флорентийские мозаики, купольный барабан расписан светлыми полихромными фресками. Входную арку венчает картина «Рождение Богоматери» работы Аурелиано Милани (1742 г.). Слева покоятся нетленные мощи Пия V; справа установлена усыпальница Сикста V.
Капелла Сфорца
Капелла Сфорца (Cappella Sforza) тоже находится справа, за небольшим входным вестибюлем. Строили ее Тиберио Кальканьи и Джакомо делла Порта. Считается, что за основу Сфорца был взят поздний проект Микеланджело. Интерьеры часовни выдержаны в холодных светло-серых тонах, с минимальным рельефным оформлением. Алтарь с образом Вознесения Богоматери выполнен из зеленоватого мрамора.
Реликвии
Святые ясли
Санта-Мария Марджори хранит несколько величайших реликвий христианского мира. Перед главным алтарем базилики, в Вифлеемской крипте, находится небольшой серебряный реликварий работы Джузеппе Валадье, где хранится святыня – ad Praesepem. Это несколько дощечек, сохранившихся от деревянных яслей, в которых волхвы нашли новорожденного Христа. Святыню подарила храму императрица Елена. Частицы яслей видны сквозь хрустальную стенку позолоченного сосуда, украшенного фигуркой Иисуса-младенца. Реликвию выставляют для обозрения только в ходе Рождественской мессы.
Святые мощи папы Пия V
В Сикстинской капелле, под статуей папы Пия V работы Леонардо Сормани, установлен реликварий черного мрамора. Внутри хранится восковая фигура, в которой заключены мощи понтифика.
Чудотворная икона Мадонны «Спасение Народа Римского»
Паолинская часовня с 1613 года хранит образ Salus Populi Romani – священную чудотворную икону Мадонны «Спасение Народа Римского». Говорят, что это работа самого евангелиста Луки, однако историки относят образ к VI-VII столетию. С этой иконой папа Григорий Великий прошел по римским улицам в 593 году, изгоняя чуму. Животворящая икона спасла Рим и от страшной холерной эпидемии 1837 года – тогда шествие возглавил папа Григорий VI.
Музей
В 2001 г. папой Иоанном Павлом II был открыт музей, посвященный истории Санта-Мария-Маджоре и христианской религии. В 8-ми комнатах собраны церковная утварь и папские одежды, книги и документы, произведения искусства и прочие сокровища. Находится музей в цокольном помещении храма.
Время музея: ПН-ВС 09:30-18:30.
Как добраться
Ехать на метро до станции Termini;
на трамвае 5, 14 до остановки Farini;
на автобусе 16, 50, 70, 71, 75, 105, 150F, 360, 649, 714, 717, №1, №12, №18 до остановки S. Maria Maggiore.