В столице Германии много достопримечательностей, расположенных прямо под открытым небом. Поговорим о берлинских уличных скульптурах.

Молекулярный человек (Molecule Man), Джонатан Боровски

Молекулярный человек (Molecule Man), Джонатан, фото Ian Allon Боровски

Куда отправиться туристу в Берлине, когда до закрытия большинства музеев остался всего час, и все фото на фоне Бранденбургских ворот и Берлинской телебашни уже сделаны?

Молекулярный человек

«Молекулярный человек» (Molecule Man) – работа американского художника Джонатана Боровски. Она установлена в Берлине в 1999 году. За это время композиция стала настоящей визитной карточкой немецкой столицы. Скульптура состоит из трёх плоских ажурных алюминиевых фигур, пронизанных сквозными отверстиями и сомкнувших руки. Своим произведением Боровски хотел подчеркнуть идею единения человечества и внутренний свет, исходящий от каждого индивидуума в отдельности.

Скульптура стоит прямо на водной глади посреди реки Шпреи — на стыке районов Трептов, Кройцберг и Фридрихсхайн. Тридцатиметровую композицию видно издали, но лучше всего наблюдать её с моста Обербаумбрюкке (Oberbaumbrücke).

Берлин

Идея объединения нации давно актуальна для Берлина, долгое время разделённого на две части. Ещё одно воспоминание об этом периоде можно найти возле Ведомства федерального канцлера (Bundeskanzleramt). Работа испанского скульптора Эдуардо Чильиды (Eduardo Chillida) названа просто — «Берлин» (Berlin). Пятиметровая железная скульптура сложной формы весом 87 тонн символизирует объединение страны.

Нет насилию! (Non Violence)

Нет насилию! (Non Violence),  Карл Фредрик Рейтерсверд, фото Mutter Erde

Во дворе того же ведомства несколько лет назад поместили ещё одну скульптуру, которую изваял Карл Фредрик Рейтерсверд  (Carl Fredrik Reuterswärd) из Швеции. Она называется «Non Violence» — «Нет насилию!» и представляет собой огромный бронзовый пистолет 45-го калибра со стволом, завязанным в узел. Подобные скульптуры были в разное время установлены в 16 городах мира. Первую из них в 1988 году водрузили в Нью-Йорке перед зданием ООН. Карл Рейтерсверд начал создавать эти работы после убийства своего друга – Джона Леннона.

Обе скульптуры можно увидеть по адресу: Bundeskanzleramt, ул. Вилли Брандта 1.

Бабочка

Бабочка (Butterfly), Генри Мур

Бабочка (Butterfly), Генри Мур, фото PROGertrud K.

Одна из последних скульптур английского художника Генри Мура размещена напротив входа Haus der Kulturen der Welt (Дома культур мира). Работа называется «Butterfly» — «Бабочка». Эта бронзовая объёмная фигура была создана к 750-летнему юбилею города. Вначале её установили только на время, однако она полюбилась горожанам и навсегда осталась на пруду перед зданием Дома культур. Округлое изваяние не слишком похоже на реалистичную бабочку. В нём можно рассмотреть все стадии развития: от личинки — до взрослого насекомого, выходящего из куколки. В трёхмерной фигуре угадывается изящество этого крылатого существа. Работа Мура была основательно разрушена погодой и вандалами, поэтому недавно её отреставрировали.

«Дом культур мира» и «Бабочку» ищите по адресу: John-Foster-Dulles-Allee 1.

Берлин

Берлин (Berlin), Matschinsky

Берлин (Berlin), Matschinsky, фото voyager09

Неподалёку от оживлённой торговой улицы Курфюрстендамм, на Tauenzienstrasse расположена ещё одна скульптура с названием «Берлин». Она также символизирует мрачные страницы истории послевоенного раздела Берлина. Монумент, сделанный из переплетённых стальных труб напоминает разорванную цепь. Он был установлен в 1987 году, его авторы – супруги Бригитте и Мартин Мачински (Matschinsky).

Бетонированные Кадиллаки в виде обнажённой Махи (2 Betoncadillacs in Form der nackten Maja), Вольф Фоштелл

Бетонированные Кадиллаки в виде обнажённой Махи (2 Betoncadillacs in Form der nackten Maja), Вольф Фоштелл, фото Christa Bronner Wolfgang Bruchha

В самом конце улицы Курфюрстендамм можно увидеть необычную работу Вольфа  Фоштелла (Wolf  Vostell) – «Бетон – Кадиллаки» (Concrete Cadillacs). Её полное название — «Бетонированные Кадиллаки в виде обнажённой Махи» (2 Betoncadillacs in Form der nackten Maja). К «Обнажённой Махе» Гойи эта инсталляция прямого отношения не имеет. Скульптура символически изображает поток дорогих автомобилей, которые мчатся по автостраде из Западного Берлина. Сам автор характеризует свою работу, как воплощение людских страстей вокруг Золотого Тельца.

Многие берлинцы восприняли скульптуру в штыки, многих людей она обидела. Жители столицы требовали убрать инсталляцию с улицы. Однако до сих пор бетонная «Маха» Фостеля стоит на месте, впрочем, как и пробки на выезде из немецкой столицы.



Оставить комментарий